Природоведение 1 класс
Тема: Животные. Разнообразие животных
Цель: расширить и уточнить знания учащихся о разнообразии животных, среде их существования; о животных, живущих рядом с человеком. Раскрыть ценность животных для человека Развивать умение наблюдать за животными, описывать внешний вид. Ознакомигь с животными, которые охраняются, воспитывать желание помочь птицам в тяжелое для них время года, ознакомить с животными, которые охраняются.
Ход урока
- Повторение изученного материала
- Что дают растения людям? Какие растения нас лечат? Какие растения есть оберегами? Как вы понимаете: «Будь растениям другом»?
II.Объявление темы н цели
- Отгадки к загадкам подскажут вам, какую тему мы будем изучать.
Сторож четвероногий В доме, на пороге Говорить он не умеет,
Только нет его вернее (Собака)
Даже по железной крыше Ходит тихо, тише мыши Часто спит, а после сна Умывается она.
(Кошка)
Ходит пешком с большим гребешком
Которым не чешется, а только тешится
(Петух)
По лужку он важно бродит,
Из воды ВЫХОДИТ.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)
Это кто?
О ком пойдет речь на уроке? (О животных)
(Учитель объявляет тему и цель урока)
III. Изучение нового материала
1 .Фронтальный опрос
- К какой природе относятся животные? (К живой)
- Почему ? (Они дышат, питаются, говорят, дают потомство и умирают)
- Где живут эти животные? (Рядом с человеком)
- Как называются животные, которые живут рядом с человеком? (Домашними)
- Дополните ряд домашних животных (Дети по очереди называют)
Дети зачитывают сообщения о своих любимих домашних животных.
Вывод: Собака — верный друг человека. Есть собаки-санитары, которые с поля боя выносили рансних. Во время етшшйних бедствий они тоже являются поморниками. (Демонстрация иллюстраций)
2.Работа с загадками Кому нужны иголки для шитья,
А ему нужны иголки для житья
(Ёж)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе Орешки я грызу
(Белка)
Изрисована лошадка,
Будто школьная тетрадка (Зебра)
Серый брат из-за куста хвать!
(Волк)
Физпауза.
- А этих животных можем считать домашними? (Нет, они не живут рядом с человеком)
- Значит это какие животные? (Дикие)
- А где они живут мы сейчас узнаем, прочитав в учебнике 3. Работа по ученику, с. 72
- Самостоятельное чтение учащихся
- Где живут дикие животные? (В лесу, на лугу, в реке, в земле)
- Каких вы ещё знаете диких животных?
- Слово учителя
Животный мир разнообразен. Кроме названных животных есть и другие (рассматривание иллюстраций: рыбы, птицы, насекомые, звери)
Болем углубленно вы будете изучать о них в послщующих класах. Все они по- разному ггередвигшотся.
Физпауза.
1, Работа по ученику с. 71
- Кто из животных летает, плавает, ходит, прыгает, ползает?
- Игра: «Кто это?»
(Учитель показывает животное, а дети соответствующую геометрическую фигуру)
(^) - зверь Д - птица ^ - рыба <^> - насекомое
(Лиса, медведь, цапля, щука, сом, бабочка, заяц, жук, кузнечик, божья коровка)
- Работа в тетради с печатной основой (с.39)
- Назовите животное. Что каждое из них дает человеку?
Вывод: животные необходимы человеку для существования. Отдают ценные
и необходимые продукты питания (мясо, молоко, мед, яйца), шерсть, кожу, лекарства.
Они - помощники в трудной работе (Ослы, кони, верблюды), это чудесное настроение, если вы слышите пение соловья, следите за белкой.
- Работа с таблицей «Птицы» Игра «Перелётные и зимующие»
- На какие две группы можно разделить птиц по месту жительства? (перелетные и зимующие)
- Какую помощь мы должны им оказывать в холодное время года?
- Что страшнее для птиц холод или голод?
- Куда приходится улетать за добычей?
- Как называются птицы, которые улетают? А которые зимуют?
- Назовите перелетных птиц.
- Как весной должны встречать гостей? (Мастерить скворечники)
- Какую пользу приносять птицы? (уничтожают вредных насекомых)
- Закрепление изученного материала.
- Слово учителя
Люди заметили, что изменения в неживой природе сказываются на поведении животных. Так возникли народные приметы, которые связаны с животными.
- Составление народных примет (Работа в группах)
(С разбросанных слов составляют приметы)
1гр. Ласточки летают низко над землей - перед дождем.
2 гр. Гусь прячет клюв под, крыло - на мороз.
- гр. Корова лежит долго - на тепло.
- гр. Снегирь цвиринькает под. окном - на оттепель.
Журавль прилетел - скоро лед сойдет.
3.Охрана животных, занесенных в Красную книгу.
(Учитель демонстрирует иллюстрации, а дети называют животных, находящихся под. охраной). (Сурок в Харьковской области, Великобурлуцкого района)
- Работа с загадкой
В каждом городском дворе
Есть на радость детворе,- Птичка, ты её не бей!
Эта птичка...... (Аист)
- Работа с учебником (с. 76)
(Читают вслух о ласточке, об аисте)
- За что люди уважительно относятся к этим птицам?
Вывод: Всегда считалось, если аисты поселились под крышей дома, то они оберегают семейный очаг, приносять счастье. Они являются оберегами семьи.
- Ребята, представьте. что вы животные. С какой просьбой вы бы обратились к людям?
Упражнение «Микрофон» (выслушиваю ответы детей)
Чтение пожелания к людям (Использую иллюстрацию «Дети мастерят скворечники»)
а) Не разрушай муравейники и птичьи гнезда.
б) Зимой смастери кормушку, а весной - скворечник
в) Подкармливай птиц в холодное время года.
- Чтение отрывка из стиха М.Пляцковского (ученик)
«Не дразните собак.
Не гоняйте кошек.
Не жалейте для птиц
Ни зерна, ни крошек.»
- Составьте диалог между перелетной и зимующей птицами. (Работа в паре)
V. Итог урока
1. Что нового узнали на уроке?
2. Понравился ли урок? Если да - положите в тетрадь солнышко, если нет - тучку, а если сложно определить - солнышко и тучку.
- Словесное оценивание (подсчет фишек)
Слово учителя
Бережи краплину, бережи травинку,
Кожен крок свій на землі оберігай.
Бережи травину , бережи пташинку —
і на землі тоді настане рай!